создать компьютерную версию головоломки: из
Цель работы - создать компьютерную версию головоломки: из изображенных пяти сброшенных флажков установить все. Но при выборе одного флажка меняется состояние двух следующих.
Создать программу, выполняющую следующие действия:
- После запуска программы в окне изображаются пять сброшенных флажков.
- Щелкать разрешено только на сброшенных флажках. Щелчок на установленном флажке не действует.
- При установке какого-то флажка меняется состояние двух следующих флажков. При этом сброшенные флажки устанавливаются, а установленные - сбрасываются.
- Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.
1. Открыть новый проект.
2. Разместить на форме экземпляры компонентов: список флажков CheckBox, надпись Label.
3. Выполнить следующие действия:
Таблица 21.
Выделенный объект |
Вкладка окна Object Inspector |
Имя свойства/ имя события |
Действие |
Form1 |
Properties |
Caption |
Установка имени формы «Все пять» |
Events |
OnCreate |
Создать глобальную логическую переменную s. В то время, когда идет обработка события, переменная имеет значение True (да). |
|
CheckBox1 (Вкладка Standard) |
Properties |
Caption |
Задать значение «1». |
Events |
OnClick |
Необходимо работать с флажками, как с массивом. Форма является контейнером для флажков. У объектов-контейнеров имеется свойство Controls (Элементы управления) – массив элементов управления, находящихся в данном контейнере: Controls [i] as TCheckBox. |
|
Для создания еще пяти флажков можно использовать метод копирования через буфер обмена. |
|||
CheckBox2 |
Properties |
Caption |
Задать значение «2». |
CheckBox3 |
Properties |
Caption |
Задать значение «3». |
CheckBox4 |
Properties |
Caption |
Задать значение «4». |
CheckBox5 |
Properties |
Caption |
Задать значение «5». |
|
Продолжение таблицы 21. |
||
Выделенный объект |
Вкладка окна Object Inspector |
Имя свойства/ имя события |
Действие |
Label1 (Вкладка Standard) |
Properties |
Caption |
Введите текст: «Сумма: 0» |
Autosize |
Задайте значение False |
||
Alignment |
Задайте значение taCenter |
Листинг подпрограммы
procedure TForm1.FormCreate (Sender: TObject);
begin
s := False;
end;
procedure TForm1.CheckBox1Click (Sender: TObject);
var Index, i, num : Integer;
e: Boolean;
begin
if s then Exit; {Если программа снова вызовет процедуру обработки, будет выполнен оператор Exit – немедленный выход из процедуры}
s := True;
for Index: = 0 to 4 do {Оператор break прерывает выполнение цикла}
if Sender = Controls[i] then break; {Определяется, какой флажок был переключен}
{Когда выполнение цикла завершается, значение переменной Index соответствует переключенному флажку}
{Если значение свойства Checked (Установлен) равно False (Нет), флажок сброшен, а если True (Да) – установлен. Номер флажка в массиве определяется переменной Index}
if not (Controls[Index] as TCheckBox).Checked
then (Controls[Index] as TCheckBox).Checked := True {Условие выполнено, если флажок сейчас сброшен, т.е. до щелчка он был установлен}
else {Программирование изменения состояния «дополнительных флажков». Текущий флажок уже переключен}
begin
num := Index + 1; {Переключение двух следующих флажков}
if Index = 4 then num := 0; {Изменение состояния нулевого флажка}
{Состояние флажка надо поменять на противоположное}
(Controls[num] as TCheckBox).Checked := not (Controls[num] as CheckBox).Checked;
{Выполнение проверки на выход за пределы массива}
num := num + 1; if Index = 3 then num := 0;
(Controls[num] as TCheckBox).Checked := not (Controls[num] as CheckBox).Checked;
end;
e := True; {Головоломка решена, если установлены все пять флажков}
for i := 0 to 4 do
e := e and (Controls[i] as TCheckBox).Checked;
{После цикла значение останется равным True, если все флажки установлены}
if e then {Головоломка решена}
for i := 0 to 4 do
begin
(Controls[i] as TCheckBox).Caption := ‘Победа!’;
(Controls[i] as TCheckBox).Enabled := False; {Отключение флажков}
end;
s := False;
end;